В июне 2023 года правительство утвердило Стратегию развития беспилотной авиации до 2030 года. В новом документе заявлены основные задачи развития БАС:
- стимулирование спроса на российские БАС
- разработка и серийное производство БАС
- подготовка кадров для беспилотной авиации
- фундаментальные исследования в сфере БАС
Фактически, Стратегия располагает к тому, чтобы БАС стали новой отраслью экономики. О своих взглядах на значение принятия Стратегии и развитие БАС как новой отрасли высказались ведущие российские специалисты этой сферы в программе ДЕНЬ на РБК. В дискуссии принял участие директор по развитию промышленных решений компании Skymec Сергей Заверткин.
«Нужно решать конкретные задачи. Полет ради полета никому не нужен. Нужны конкретные задачи, за счет которых будет повышаться эффективность производственного процесса. Только в этом случае будет и успешное развитие, и производство», отметил Заверткин.
Он также пояснил, что сейчас для развития БАС нужны продуманные решения для реализации конкретно поставленных задач. Например, создание систем, которые позволят предприятиям производить качественную аэросъемку или мониторинг. Подобные задачи, по мнению Заверткина, могут быть поставлены и со стороны государства, так как некоторые функции по контролю и мониторингу нужно выполнять за счет дронов именно для государственных служб.
В дискуссии также приняли участие генеральный директор НИЦ Аэроскрипт Алексей Хрипунов и генеральный директор компании «Оптиплейн Аэродинамика» Андрей Тимофеев.
В частности, Алексей Хрипунов сообщил: «Стратегия – это достаточно амбициозный документ, который говорит на сегодняшний момент о том, что нужно работать по всем направлениям и работать очень много, чтобы сформировать эту отрасль».
Хрипунов также добавил, что в самой Стратегии есть раздел, в котором все проблемы отрасли достаточно честно перечислены. «Это и несовершенство нормативно-правовой и нормативно-технической базы, недостатки развития инфраструктуры, низкий уровень готовности технологий и т.д.», – пояснил Хрипунов.
Директор НИЦ Аэроскрипт также подчеркнул, что в новом документе были намечены ключевые направления, по которым беспилотная авиация должна развиваться. Хрипунов считает, что особого внимания заслуживает пункт о необходимости проведения фундаментальных исследований в сфере БАС. «Это то, чего до до сих пор очень не хватало», – отметил он.
По мнению Андрея Тимофеева, экономика – это еще “недоопределенная” тема во всей отрасли БАС, ввиду того, что до последнего момента никто досконально не разбирался в том, какую экономическую эффективность дают дроны в тех или иных сферах применения.
«Есть мировой опыт, но на деле в России этого понимания нет. И сейчас одна из самых ключевых задач, которые стоят перед отраслью, это доказать, что дрон – это не просто классная техническая игрушка, а это инструмент повышения производительности труда и снижения экономических издержек. И задача по проведению этих опытных внедрений, расчета стоимости бизнес процессов, которые заменяются на процесс применения дронов и их соотношения. Это одна из тех задач, которые необходимо решить для того, чтобы отрасль имела право на существование», отметил Тимофеев.
Ознакомиться со всеми подробностями дискуссии можно по ссылке.