Беспилотные летательные аппараты — сегодня это развитие новых рынков, потенциал для бизнеса, а также все более надежное средство заработка. О том, как развивается бизнес на дронах и каковы перспективы направления, смотрите далее в материале.
Беспилотные летательные аппараты — сегодня это развитие новых рынков, потенциал для бизнеса, а также все более надежное средство заработка. О том, как развивается бизнес на дронах и каковы перспективы направления, смотрите далее в материале.
Рынок производства и применения дронов стремительно растет. Если в 2014 году показатель применения дронов в соотношении военного и гражданского сегмента составлял 86% против 14%, то уже к 2019 данные почти сравнялись: 53% против 47%. Вместе с тем наблюдается значительное увеличение объема мирового рынка БПЛА.
По данным исследовательской компании Gartner, показатели 2019 выросли в 4 раза и составили 11,2 млрд долларов против 2,8 млрд долларов в 2016. По мнению представителей ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем (AeroNet), к 2024 году расходы на производство и использование дронов вырастет в мире до 43 млрд долларов, а к 2035 — до 200 млрд долларов.
Две трети рынка производства беспилотников сегодня занимает Китай, а вот по показателю сбыта дронов лидирует США. Третье место общего рейтинга занимает Индия.
Россия имеет большой потенциал для развития на рынке беспилотной авиации, однако пока отечественная отрасль отстает от мировых лидеров. Если говорить про сегмент гражданской авиации, то 80% гражданских беспилотников — китайские дроны. Ведущим производителем является компания DJI, дилером которой является компания Skymec ("Небесная Механика"). В области военной тематики лидируют США, Израиль, Турцияотмечает директор по развитию бизнеса российской компании "Небесная механика" Сергей Завёрткин.
И вправду, в России рынок пока что развивается крайне медленно и составляет всего 0,3% от мирового производства. По данным РБК, этому есть некоторые объяснения:
- Россия ориентирована на производство и использование собственного оборудования. При этом производство дронов в нашей стране крайне низко.
- Юридическая составляющая. Закон ограничивает права владельцев беспилотников, а для использования промышленного оборудования необходимо еще больше документации для оформления разрешения на полеты и использование техники.
- Потребительский рынок ориентирован на использование иностранных моделей дронов. Экономически не выгодно использовать российское оборудование.
Сферы применения дронов
Сперва стоит разделить беспилотные летательные аппараты на две категории: любительские и промышленные. Первые используются для аэрофотосъемки, путешествий, в программировании и робототехнике, преимущественно на порах обучения.
Промышленное же оборудование разрабатывается компаниями-производителями для спецприменения. Это и мониторинг, геодезия и картография, контроль и наблюдение, строительство и логистика, кинопроизводство, и другое.
Краткие факты применения БПЛА в период пандемии коронавируса весной и осенью 2020 года:
В Китае дроны распыляли дезрастворы и антисептики на улицах городов. С помощью беспилотников также доставлялись образцы материалов зараженных людей. Ежедневно совершалось до 20 рейсов.
Наиболее скандальным применением стало патрулирование улиц дронами. Устройства следили за общей численностью людей на улицах, выявляли нарушителей самоизоляции, оповещали о тех или иных событиях и даже сбрасывали маски. На автотрассах квадрокоптеры использовали для оповещения, а также распространения баннеров с QR-кодами. С их помощью можно было сообщить о состоянии здоровья, а также иных дорожных ситуациях.
В Испании беспилотники использовали для распыления дезинфицирующих растворов.
В Израиле — для оповещения жителей о необходимости самоизоляции. Нарушителей выявляли через систему распознавания лиц.
В США квадрокоптеры измеряли жителям температуру, частоту сердечных сокращений и равномерность дыхания. С помощью цифровых алгоритмов система выявляла потенциальных нарушителей самоизоляции, а также заболевших.
В России дроны тоже использовались, но только в Дальневосточном округе. Там с помощью беспилотных решений выявляли нарушителей режима самоизоляции. Планировалось использовать беспилотники для доставки тестов и образцов материалов, но идея реализована не была.
Самым перспективным направление считается мониторинг. Причем сфера применения не ограничивается, например, обеспечением безопасности. Это и агропромышленная сфера, и горнодобывающая, и нефтепереработка.
Особо ценится использование БПЛА в сельском хозяйстве. Многие агрохолдинги даже создают собственные внутренние подразделения и спецгруппы по применению дронов. Сегодня промышленная техника не только мониторит состояние посевов, но и практически полностью обеспечивает работу сектора.
- Моделирование 3D и создание карт местности (помогает фермерам распределять работу по посевам и сбору урожая, создавать планы и карты осушения или увлажнения почвы и рекультивации посевов)
- Распыление, удобрение посевов (общая или точечная обработка больных растений, исключая попадание химикатов на остальной урожай)
- Тепловизионная съемка (позволяет определять сроки дифференцирования точек роста урожая)
- Аэрофотосъемка (выявляет состояние посевов, выявляет природные дефекты почвы и другие проблемные участки)
- Система анализа и мониторинг (аудит и инвентаризация земель, выявление нарушений, допущенных в процессе агропромышленных работ, выявление незаконных обработок и выпаса скотины на полях)
Преимуществами применения БПЛА в агросекторе является значительная экономия ресурсов, а также снижение временных затрат на работу.
Вторым по значению направлением для применения дронов является строительство. Основные работы занимает общий мониторинг процессов. А контроль за стройкой с помощью дронов можно выполнять сегодня даже удаленно.
Стройка — это огромный риск. Именно поэтому все больше компаний привлекает профессионалов со стороны или справляются собственными силами, используя БПЛА на объектах. Во-первых, дроны контролируют рабочие группы. Если человек работает без средств защиты, работы осуществляются неточно или не в срок, а техника находится в ненадлежащем состоянии, дрон передаст информация на пульт управления службы безопасности.
Во вторых, квадрокоптеры способны залететь в самые потенциальные опасные для человека щели для выявления и фиксации необходимых работ. Сам же оператор в это время находится на земле, полностью отслеживая картинку через пульт ДУ.
Не пропустите наш материал, который выйдет в ближайшее время: "Как с помощью БПЛА строилась инфекционная больница в поселении Вороновское".
А еще с помощью дронов можно запускать рекламные акции и продавать объекты строительства. Грамотное использование устройств в воздухе, и на выходе готовая картинка или презентация клиенту: от первых этапов строительства до ввода в эксплуатацию.
Безопасность — это отдельная ниша для дронов и применяющей их стороны. Стоит выделить военную сферу применения и гражданскую, то есть в госструктурах МЧС, МВД, а также частных компаниях и государственных охранных предприятий. Кроме обеспечения правопорядка, беспилотники способны защитить и личный состав образований.
В некоторых странах, в том числе в Китае, дроны используют для тушения пожаров на высоте. Специалисты закрепляет на летательные аппараты шланги и запускают на объект.
В США также дроны использовались для тушения лесных пожаров в 2019-2020 годах.
Наиболее широкое применение дронов отдается все тому же мониторингу и контролю. Это обеспечение безопасности госграниц, выявление незаконных пересечений, контрабанды и браконьерства, наблюдение за охраняемыми объектами, дорожным движением, наблюдение в труднодоступных местах. Доставка грузов, в том числе гуманитарной помощи дронами не развита в полной мере. Но мировой опыт использования БПЛА для этих целей имеется.
Наконец, кинематограф как активно развивающееся направление для применения беспилотных летательных аппаратов. Именно дроны позволяют получать тот материал, необходимый режиссеру, который не снимешь с крана и даже с вертолета. Вдобавок это экономит затраты продюсеров в десятки и сотни раз.
Каковы перспективы
БПЛА сегодня — универсальные помощники во многих сферах. И хотя применение устройств еще не развито в полной мере во всех странах, тенденция к этому имеется значительная.
Еще шире ожидания от беспилотных летательных аппаратов. Причем как заказчиков, так и производителей. Превалирует в этом направление логистики, а делится оно еще на две составляющие: складские дроны, которые будут способны выполнять задачи на объектах (считывать штрих-коды, делать подсчет товаров и груза, следить за общим состоянием складов, выполняя контроль и мониторинг, а также обеспечивать безопасность) и дроны для доставки (еды, товаров и услуг).
Другое направление, вызывающее значительные ожидания от рынка производства БПЛА — связь. Речь идет не только о мониторинге за состоянием линий передач, но и полноценной раздаче сети Интернет с помощью дронов.
Наконец, третьим направлением является сфера обслуживания. Категория также делится на две составляющие: дроны для работы, которые будут способны заменить человеческий труд (мойка окон, инвентаризация, ландшафтный дизайн, дроны-экскурсоводы) и ассистенты (логистика на производстве, поводыри, официанты).
Единый стандарт, которым оснащают дроны будущего прост:
- Меньшие размеры
- Мощность процессоров и ПО (рост скоростей, маневренность, увеличение объема батарейных мощностей, и другое)
- Интеллектуальная система и автономность
Тенденция к минимизация существует уже сегодня. Касается это не только любительской техники, которая сегодня отходит на второй план, но и профессиональных промышленных моделей. Растут и показатели технические. Производители создают меньшие по размеру устройства, но способные на более длительные полеты. Увеличивается и показатель полезной нагрузки. Дроны обладают способностью делать все более качественные снимки, а вдобавок их можно оснастить дополнительным оборудованием для тепловизионной и других видов съемки.
Есть нюанс
Несмотря на то, что развитие рынка дронов, казалось бы, очевидно, еще больше существует преград. Разработка специализированных моделей занимает огромное количество времени. Можно предположить, что идеальные летающие устройства люди получат не раньше 2025-2030 гг.
Техническая составляющая или производство дронов под конкретные нужды. Например, невозможно создать модель, которая будет миниатюрна, при этом способна перевозить на себе большие грузы, одновременно обеспечивая связью труднодоступные районы. В таком случае придется производить еще больше устройств, которые будут заточены под выполнение определенных задач для достижения максимального результата.
Идеальный прототип дрона для доставки: вес от 5 до 15 кг, способность выдерживать нагрузки (грузы) до 10 кг, высокая скорость передвижения от 100 и более км/ч, мощный аккумулятор для выполнения межгородских сообщений, полная автономность и безопасность.
Проблема связи (пусть дроны сами решают эту проблему, раз раздавать интернет будут способны, скажут многие). И да, и нет. Большинство современных моделей все еще не идеальны для использования в тех же городских условиях. Наличие Wi-Fi в каждой квартире, бесконечные радары, средства РЭБ, высоковольтные линии — все это создает колоссальные помехи для летающих аппаратов, особенно меньших размеров. Таким образом, мы возвращаемся к технической составляющей. Она играет значительную роль, а значит создать идеальную модель не так то просто.
Законодательная база
Нет ни одной страны в мире, уделяющей значительную часть времени юридическим аспектам производства и использования БПЛА. Существуют общие правила и нормативные документы: регистрация устройств тяжелее 250 г, запуск по согласованию при наличии полетного плана для устройств более 30 кг, полеты в зоне прямой видимости, вне населенных пунктов и трасс пилотирования крупной авиации, а также полеты в светлое время суток. Это единый стандарт, прописанный в законодательстве многих стран. Делятся лишь показатели высоты и дальности полета, а также максимальной разрешенной скорости.
Полноценной же базы нет. А кроме того, с развитием технологий, с развитием рынка производства беспилотных летательных аппаратов, ожидается ужесточение законодательства. По словам Сергея Завёрткина, одним из таковых может стать требование сертификации продуктов, используемых на производстве и в коммерции.
Так где заработать
Исходя из вышесказанного, понятно, что бизнес на дронах может быть коммерческим для выполнения промышленных работ в той или иной отрасли. Это прямой потенциал для крупного, среднего и малого бизнеса в сельском хозяйстве, для строительных компаний, охранных предприятий, в киноиндустрии.
Отдельно стоит выделить любительскую тематику. Заработок на квадрокоптерах через аэросъемку. Другое модное и популярное сегодня направление - блогерство. Правда, для этого больше подойдут экшн-камеры и стабилизаторы, но если вы блогер в движении и путешествуете по миру, тогда беспилотник — отличное решение.
Еще одна незанятая ниша для карьеры и профессионального роста — оператор БПЛА. Направление еще будет развиваться в мире, но уже сегодня все больше компаний, внедряющих беспилотные решения, нанимают персонал для управления этими решениями. Если у вас есть дрон, то можно зарегистрироваться на бирже фрилансеров и предлагать свои услуги по аэросъемке, инспекции объектов или решение других задач, соответствующих возможностям вашего дрона и вашим навыкам оператора беспилотника.
Площадки PilotHub и FL.ru — наиболее известные для поиска работы фрилансерам-операторам БПЛА.
А еще кто-то должен обучать пилотов. Вот и готовое решение для старт-апа: открытие собственной полетной школы, или школы пилотов. Сюда же стоит отнести запуск сервиса и ремонт дронов. Причем делать это возможно как через официальных производителей, например, того же DJI. Или же открыть сервис, который будет скупать устаревшее оборудование, модернизировать его и продавать уже усовершенствованные модели.
Автор: Кристина Волкова