Современные карты с высоким разрешением помогают предотвратить и смягчить последствия стихийных бедствий для полумиллиона человек, населяющих крупнейший в мире лагерь для беженцев.
Лагерь для беженцев Кутупалонг в Кокс-Базаре, Бангладеш, существует с 1991 года, но постоянный приток беженцев, спасающихся от преследований, влечет за собой усиленное потребление ресурсов в этом районе. Международная организация по миграции (IOM) использует картографирование с помощью дронов и Pix4D для облегчения решения некоторых организационных вопросов.
«Раньше не было карт этой местности, — рассказывает Себастьян Анкавиль, специалист организации по ГИС, — до притока беженцев здесь была сельская местность, не было подробных карт. Лагерь вырос. Было несколько палаток, а сейчас здесь уже более сотни тысяч убежищ».
В базе данных OpenStreetMap можно обнаружить более 150 000 убежищ.
Убежища в лагере беженцев Кутупалонг
Информация о проекте
Местоположение | Лагерь беженцев Кутупалонг, Бангладеш |
Оборудование |
Sensefly eBee Plus DJI Mavic Pro |
Программное обеспечение |
Pix4Dcapture Pix4D программное обеспечение для фотограмметрии Облако Pix4D |
Разрешение снимка | От 5 до 15 см |
Выходные данные |
Ортомозаика Модель местности Сжатые изображения в PDF Сжатые изображения для мобильных приложений Доступ к картам с платформ гуманитарной помощи |
Предоставление слова сообществу
Лагерь беженцев Кутупалонг делится примерно на двадцать небольших лагерей в целях эффективности управления. Меньшие лагеря в свою очередь делятся примерно на 1600 блоков, каждый из которых координируется ключевым информатором, или Маджи, в них проживает около сотни семей.
«Блоки Маджи» в лагере беженцев Кутупалонг
Карты, сделанные с беспилотников, упрощают определение границ лагеря и помогают персоналу ориентироваться. Сотрудники IOM , гуманитарных организаций и вспомогательный персонал могут отмечать на картах ключевые точки: канализацию, сооружения водоснабжения и протекающие рядом реки.
Обновленные карты могут загружаться любым пользователем из OpenAerialMap и HDX, или в облегченном документе в формате PDF с изображениями с геометками, который поддерживается на большинстве телефонов в мобильном приложении, например, SW Maps или MapTiler. Чтобы работа с проектами была доступна как можно большему числу пользователей, команда гарантирует, что пакет карт составляет около 40 Мб.
Сотрудничая с органами управления, команда IOM использует карты с дронов для сбора расчетных данных, а также занимается сбором информации на планшеты для регулярной оценки численности населения лагеря. Эти оценки используются организациями по оказанию чрезвычайной помощи для распределения продовольствия, воды и медикаментов.
«Это не среднесписочная численность, — уточняет Анкавиль, — благодаря работе Маджи мы определяем периметр блока и убежища на подконтрольной ему территории, а также оцениваем численность населения и контролируем его потребности. Население растет очень быстро, — наши методы позволили нам обновлять данные по численности каждые две недели и лучше понимать потребности местных жителей».
Снимок местности, отражающий действительность
В любой быстро меняющейся ситуации команды должны проявлять гибкость.
Для IOM крайне важно, чтобы персонал на местах проходил подготовку по пилотированию дронов, мог самостоятельно обрабатывать изображения и получать нужные результаты. Работа приглашенных специалистов, того же Анкавиля из Женевы, не может продолжаться вечно. Вместо этого IOM инвестировала в подготовку персонала на местах. Например, Преслер Жан, прошедший подготовку у Анкавиля и уже работавший с IOM в качестве специалиста по дронам после землетрясения на Гаити, сейчас находится в Бангладеш и работает в лагере беженцев полный рабочий день.
Наземный персонал. Местные сотрудники IOM по ГИС, которые работают с дронами, в том числе Преслер Жан (слева) и Умме Сальма (в центре справа, у нее в руках дрон eBee)
IOM организовала рабочий процесс, несмотря на сложные условия лагеря Кутупалонг. Ортофотомозаичная карта создается один или два раза в месяц, но можно и чаще, если того требует ситуация.
Поскольку ландшафт и ситуации меняются весьма динамично, команде по мере развития проекта пришлось ставить дополнительные опорные точки. «С тех пор, как я провел первое исследование с помощью дронов, многое изменилось — лагерь пустовал наполовину, а теперь убежищ не счесть», — делится впечатлением Анкавиль.
«Как правило, мы выполняем десять полетов за два дня, — говорит Анкавиль, — в прошлом если ситуация требовала того, мы выполняли картографирование очень быстро. Полет начинался утром, а результаты уже были готовы к полудню».
Размер одного набора данных может составлять до 9 ГБ (примерно 1200 фотографий). Вместо того чтобы работать с данными в полевых условиях, изображения загружают в облако Pix4D.
Изображения обрабатываются в облачной платформе Pix4D, на выделенном сервере в Женеве, Анкавилем в штаб-квартире IOM , и его командой в Бангладеш.
«Команда в Бангладеш может получить удаленный доступ к серверу, даже если пропускная способность сети очень низкая из-за нехватки ресурсов, — объясняет Анкавиль, — у них есть доступ к высокопроизводительному процессору, оперативной памяти, которая требуется для Pix4Dmapper в большом объеме, поэтому даже с помощью небольшого компьютера они могут обрабатывать значительные объемы данных».
(Слева) местный персонал отдела ГИС и информационного менеджмента из ISCG (группа, координирующая работы в разных отраслях) под руководством IOM, и (справа) обработка карт лагеря беженцев Кутупалонг в Pix4Dmapper
Команде удалось достичь разрешения снимков от 5 до 15 сантиметров
После обработки ортомозаика, пакет изображений ГИС и аэрофотоснимки передаются в OpenAerialMap и HDX. Результаты сжимаются в PDF-файлы, получаются небольшие изображения для обмена с партнерами, руководителями лагерей и персоналом IOM на местах.
Планы по обеспечению безопасности
Поскольку лагерь становится только больше, картографирование местности способствует безопасному строительству новых убежищ. Съемка и картографирование ландшафта лагеря помогают определить районы, подверженные погодным катаклизмам в сезон дождей. Это позволяет жителям перемещаться на возвышенности до прихода муссона.
Аэрофотосъемка показывает строительные площадки и реки, представляющие опасность во время сильных дождей
«До того, как мы начали этот проект, не было ничего, даже актуальных спутниковых снимков. Cпутниковые снимки, полученные нами в сентябре, были закрыты облаками, —вспоминает Анкавиль, — сейчас у нас есть 150 000-160 000 цифровых снимков убежищ, а также рек, источников воды, туалетов, дорог. Инфраструктуру лагеря может увидеть каждый, причем на платформе с открытым исходным кодом».
В лагере беженцев Кутупалонг содержится более 150 000 убежищ и зданий
Беспилотное летательное средство
«Дроны — это решение, к которому, по моему мнению, должно прийти как можно больше организаций, — делится мнением Анкавиль, — проект выполняется на местах при поддержке главного управления. При хорошей подготовке и слаженности действий можно запустить дрон с земли и, отсняв, загрузить изображение в облако Pix4D. Это дает первые результаты, и, находясь в штабе, мы можем работать с облаком точек, моделью высоты подъема или изображениями, предоставляя по мере необходимости выходные данные другого типа.
«Людям, работающим с дронами, не обязательно быть экспертами в области ГИС или картографии, с помощью небольших вложений в оборудование мы можем получить необходимые нам карты довольно легко и очень быстро».