«Есть несколько мест, где история изменилась в одно мгновение, и куда вы можете заглянуть. Это одно из них».
Именно так военный историк Мартин Морган представляет первый эпизод «Нераскрытых тайн Второй мировой войны». Шестисерийный фильм National Geographic оживляет ранее невиданные следы Второй мировой войны.
Действие первой серии берет свое начало в Перл-Харборе, на месте печально известного нападения, которое унесло более 2000 жизней и подтолкнуло Соединенные Штаты к участию в мировой войне.
Отображение начала конфликта в виде карты
На глубине 1200 футов (366 м) ниже уровня моря, примерно в трех милях от Перл-Харбора, находятся остатки японской мини-субмарины (тип А «Ко-Хё-Те-Ки»). Судно было потоплено эсминцем USS Ward (Уорд) всего за несколько часов до нападения 7 декабря 1941 года.
Затонувшая подводная лодка времен Второй мировой войны
Чтобы узнать о крушении подробнее, команда опустила дистанционно управляемый подводный аппарат и провела его вокруг останков подводной лодки с экипажем на два человека, осмотрев ее со всех сторон.
Проект: место начала боевых действий
Местоположение | Оаху, Гавайи, США |
Оборудование | Дистанционно управляемый подводный аппарат |
Программное обеспечение | Pix4Dmapper |
Цель | Затонувшая японская мини-подводная лодка (тип A «Ко-Хё-Те-Ки») |
Тип выходных данных | 3D-модель |
Вернувшись на сушу, изображения загрузили в Pix4Dmapper, поскольку Келси считает, что фотограмметрия является одним из лучших инструментов для изучения объектов прошлого. «[Pix4Dmapper] отображает каждый пиксель в любом изображении. А здесь их тут тысячи! Ведется поиск шаблонов, позволяющих фактически «сшивать» фотографии вместе − можно увидеть, как программное обеспечение вычисляет положение, в котором была сделана каждая фотография».
Работая с Pix4D rayCloud™, команда может наблюдать, как каждое изображение связано с фотограмметрической моделью
Проследив на втором этапе за процессом обработки, он продолжил: «Сейчас вы видите только намек на модель, которую мы собираемся создать. А затем все действительно будет потрясающе. Фактически создается сетка или модель этой мини-субмарины. Это просто удивительная часть большой истории и часть истории поиска».
Команда внимательно изучила модель, отметив, что торпеды не были выпущены, что означает, что подводная лодка была потоплена до завершения своей миссии и, возможно, все еще очень опасна.
Команда исследовала интерактивную 3D модель затонувшего судна
Они заметили повреждения в боевой рубке: относительно небольшое отверстие, которое погубило судно. Используя встроенные измерительные инструменты Pix4Dmapper, команда смогла подтвердить, что величина отверстия едва более 4 дюймов (10 см), то есть оно было вызвано попаданием пуль из 4-дюймовых (100 мм) пушек 50 калибра USS Ward.
Выстрел потопил субмарину прежде, чем она успела выпустить торпеды. Это был самый первый выстрел войны на Тихом океане. Команда Келси доказала, что этот выстрел положил конец жизни двух человек: мы не узнаем, сколько жизней спасло смертельное попадание.
Моделирование атаки
Во время Второй мировой войны гидросамолеты Каталина за счет своей огромной дальности полета использовались на Тихоокеанском театре военных действий. Самолет имел огромный размах крыльев, что позволяло ему пролететь около 2500 миль (4000 км) без дозаправки. Возможно, они помогли бы американским войскам отбить атаку японцев, но многие были уничтожены на земле, прежде чем смогли взлететь.
Архивные снимки нападения на военно-морскую авиабазу в заливе Канеохе
7 декабря 1941 года 33 Каталины находились в пределах или вокруг военно-морской авиабазы в заливе Канеохе. В 2019 году она скрыта водой. Задача команды состояла в моделировании этого места и необходимости выяснить, смог ли этот конкретный самолет взлететь и отбить атаку.
Проект: исследование места крушения самолета Каталина
Местоположение | Залив Канеохе, Гавайи, США |
Аппаратура | Подводная камера |
Программное обеспечение | Pix4Dmapper |
Цель | Затонувший гидросамолет Каталина |
Тип выходных данных | 3D-модель |
Залив Канеохе печально известен своей плохой видимостью. Таким образом, никто никогда не видел всю разбитую Каталину сразу, лишь мельком, погруженную в ил.
Видимость составляла всего пять футов (полтора метра), команда двигалась медленно и осторожно, чтобы не поднять ил, осевший на обломках.
Они сделали тысячи фотографий, все с большим перекрытием, чтобы гарантировать успешную реконструкцию модели. Группа также установила наземные контрольные точки для проверки точности конструкции.
После 8 часов обработки изображения, была создана первая в истории 3D-модель крушения Каталины.
Модель четко показывает одно крыло и фюзеляж самолета.
Д-р Ханс Ван Тилбург из Национального управления океанических и атмосферных исследований прокомментировал: «Это 3D-модель самолета, который сейчас скрыт от нас. Никто не может увидеть самолет так, как он лежит на дне залива».
Осмотр затонувших останков гидросамолета
Внимательно изучив детали 3D-модели, доктор Ван Тилбург увидел, что гидросамолет затонул в заливе, а не был сбит в воздухе, но его мотор работал. Каталина и ее команда пошли ко дну в тщетной попытке отбить смертельную атаку.
Качественные инструменты для отображения прошлого
Хотя нападение на Перл-Харбор было совершено 78 лет назад, Оаху до сих пор носит на себе шрамы того дня.
Эти отметины находятся в разных местах, и Келси обладает технологией, позволяющей использовать соответствующие инструменты для реконструкции различными способами.
Набор инструментов для картографирования:
Камера | Цифровой фотоаппарат |
Лазерный локатор | Лазерный сканер FARO |
Дрон | Беспилотный летательный аппарат с неподвижным крылом FireFLY6 PRO |
Программное обеспечение | Pix4Dmapper |
База морской пехоты на Гавайях до сих пор используется военными. Келси нашел место засыпанной воронки от взрыва, которое возможно отобразить на снимках, сделанных зеркальной камерой.
Осмотр остатков воронки от бомбы
Двигаясь внутрь, Келси исследовал повреждения места, где стояли некоторые Каталины в то смертоносное утро.
«Тут немного сложные углы, но на самом деле для сканера это не проблема, он проходит во всех направлениях и отлично справляется с такими скрытыми местами», − прокомментировал он. Используя лазерный локатор, он нанес на карту узкую лестничную площадку, обнаружив пулевые отверстия в металлической лестнице. «От всего этого у тебя мурашки бегут по спине. Даже внутри ты не в безопасности. Пули прошили даже эту бетонную лестничную площадку», − говорит он.
Реконструкция металлической лестничной площадки с помощью LiDAR и пулевое отверстие времен Второй мировой войны
Авиабаза морской пехоты Ewa находится всего в 11 милях от Перл-Харбора, она сильно пострадала при атаке. Закрыта в 1952 году, но асфальт на месте, пространство по-прежнему выглядит как авиабаза.
Авиабаза Второй мировой войны: тогда и сейчас
Используя VTOL-дрон с неподвижным крылом, Келси просканировал большую бетонную площадку старой авиабазы. Он объяснил, что актуальные для Каталины вещи во время Второй мировой войны, остаются такими и сегодня: чем больше размах крыльев, тем дольше время полета. При картографировании большой площади имеет смысл выбрать беспилотник с неподвижным крылом.
Мультиспектральная камера фиксировала информацию, невидимую человеческому глазу, при автономном полете беспилотника по заранее намеченной траектории.
Келси и Морган заметили необычный участок на законченной ортомозаике. Асфальт покрыт следами от высокой температуры, и просматривается призрачный силуэт сгоревшего самолета. «Это место можно легко пройти мимо, но если присмотреться, это − след сгоревшего самолета, представляете!», - говорит Морган.
Выжженная область четко проявилась на тепловизионных снимках, что позволило команде буквально прикоснуться к истории
Последний инструмент, использованный командой, был сродни голливудской магии, − можно было проецировать 3D-модели, созданные в Pix4Dmapper, на стол в виде голограммы. Келси мог взаимодействовать с моделями, поворачивая, панорамируя и масштабируя их с помощью портативного пульта дистанционного управления, оживляя историю для приглашенных экспертов, членов команды и аудитории.
Последний шанс смоделировать историю
Рассказывая о линкоре USS Arizona (Аризона), Келси воскликнул: «Как можно не удивляться подобным вещам?». Сериал National Geographic − это шанс для Келси и команды создать «не только красивые, но и ценные модели − важные модели», до того, как последние следы Второй мировой войны исчезнут навсегда.