Беспилотные технологии появившиеся в последнее десятилетие на потребительском рынке, значительно снизили себестоимость производства и облегчили работу во многих промышленных сферах.
Однако из-за роста количества владельцев беспилотных летательных аппаратов увеличилась травмоопасность от их неправильного использования. Многие, покупая дрон для работы или развлечений, совершенно не задумываются о технике безопасности и не проходят специальное обучение. Возникает ложное чувство безопасности. Пренебрежение к полетам происходит зачастую из-за того, что оператор беспилотника не находится на борту воздушного судна и не рискует своей жизнью. Такая халатность зачастую приводит к травмам самих пилотов или даже посторонних людей, ведь пропеллеры дрона при контакте могут серьезно ранить. И чем больше беспилотник, тем опаснее его винты.
В связи с этим учебный центр компании Skymec решил подготовить самые важные советы по технике безопасности работы с БПЛА
Что нужно сделать перед полетом?
После покупки беспилотника первое, что нужно сделать - это ознакомиться с инструкцией на сайте производителя. Сейчас даже не обязательно инструкцию читать, очень много информации, в том числе инструкций есть в формате видео.
Перед каждым полетом проверьте состояние всех деталей вашего дрона и убедитесь, что взлету ничего не мешает. Первым включается пульт управления с опущенным стиком газа в нулевое положение. Взлетайте не сразу, дайте дрону несколько минут для поиска спутников GPS и ГЛОНАСС. Затем проверьте, подключен ли ваш дрон к нужному количеству спутников и настроена ли функция возврата домой. Если эта функция не включена, дрон при потере сигнала станет неуправляем, что грозит нехорошими последствиями.
После каждого полета сначала отключайте питание дрона, а потом уже пульт управления. Во время использования коптера в тестовом режиме, особенно в помещении или в руках, лучше снимите пропеллеры, чтобы они не нанесли окружающим увечья.
Советы новичкам
Для обучения полетам новичкам лучше использовать небольшие модели дронов, пропеллеры которых изготовлены из гнущегося пластика, а не карбона. Так как в случае столкновения с человеком такие лопасти нанесут гораздо меньшую травму, чем пропеллеры из карбона или стекловолокна.
Не летайте в плохую погоду и при недостаточной видимости
Воздерживайтесь от полетов в плохую погоду. Не только беспилотной, но и пилотируемой авиации приходится считаться с погодными условиями. Есть даже такая поговорка у летчиков: "Лучше пожалеть о том, что не полетел на земле, чем сожалеть о том, что полетел в воздухе. Бывают такие погодные условия, когда даже истребители вынуждены искать убежища. Поэтому перед каждым полетом нужно посмотреть погоду.
Следующий фактор, который нужно учитывать помимо погодных условий, - это освещенность. Все дроны DJI имеют функцию оптической стабилизации. Поэтому в случае сбоя спутниковой навигации или выключения ее самим пользователем, оптическая стабилизация будет продолжать работать. Но если освещения будет недостаточно, вы будете лишены последней возможности стабилизировать дрон.
Подготовьте площадку к взлету и проверьте работоспособность дрона
Ничего на взлетной площадке никаким образом не должно препятствовать взлету БПЛА. Она должна иметь допустимый запас пространства, чтобы у пилота была возможность откорректировать курс. Это нужно для того, если нужно будет сажать дрон вручную или в режиме аварийной посадки после разряда аккумулятора. Поэтому, чем больше места на площадке, тем безопаснее будет приземление коптера.
Далее нужно визуально проверить техническую исправность и готовность к полету вашего беспилотника. Внутреннюю начинку мы сможем посмотреть в программе, а вот все, что снаружи, нужно осмотреть обязательно самому.
Перед полетом нужно проверить все системы на работоспособность. Например, промышленный флагман DJI Matrice 300 оборудован пропеллерами, которые раскрываются центробежной силой. Но тем не менее, мало кто читал инструкцию, где указано, что нужно разложить пропеллеры руками. Потому что пропеллеры имеют большой вес и во время развития центробежной силы в процессе вращения получается очень сильная вибрация, которая может разрушить луч или подшипник внутри двигателя. Так, перед полетом вы могли убедиться, что неисправностей нет, но из-за неразложенных пропеллеров он полетит поврежденным.
Не игнорируйте чек-лист и помните про "возврат домой"
Сразу после включения дрона программа выводит чек-лист на стартовый экран. Если есть какие-то ошибки или неисправности, на экран выводятся предупреждения, отмеченные красным цветом. На это всегда нужно обращать внимание, так как от этого зависит дальнейшая безопасность вашего полета.
Также одна из самых важных функций безопасности дрона - это "возврат домой". Он наступает в автоматическом режиме во время разряда аккумулятора. Основная задача при "возврате домой" сделать это безопасно и быстро в любых условиях. Чтобы функция "возврата домой" вернула ваш дрон, а не разбила его, нужно ее правильно настроить. Для этого нужно установить и проверить, что высота "возврата домой" соответствует безопасной, то есть выше всех препятствий в районе посадки. И указать, что будет делать дрон при потере сигнала управления. У дрона на этот случай есть три режима. Первый - это зависание, второй - это возврат домой и третий - это посадка. Нужно выбрать тот, который необходим вам в каждом конкретном случае.
Следуя этим советам, вы сможете безопасно и продуктивно управлять беспилотником и в любой критической ситуации оперативно реагировать. В завершении темы о безопасности обращения с дронами хотим привести небольшой список очевидных и рекомендательных советов при работе с дронами:
- Предельно осторожно летать над скоплением людей
- Воздерживаться от полетов в плохую погоду (дождь, сильный ветер), а также при сильных морозах
- Не летать в нетрезвом состоянии
- Не передавать управление третьим лицам, которые не проходили хотя бы базового обучения
- Желательно держать дрон в поле зрения
- Не летать в помещениях без необходимости
- Осторожно летать в городе из-за препятствий и радиопомех
- Не летать над режимными объектами и аэропортами
- Не использовать стороннее ПО
- Не крепить полезную нагрузку, не предусмотренную производителем
- При любой поломке отдавать в ремонт авторизованных центров
- Не взлетать при низком заряде батареи
- Всегда обращать внимание на чек-лист
Автор: Андрей Савельев