Компания Vestas является крупнейшим в мире производителем ветрогенераторов. В 2017 году более 60 тысяч ветряков компании были установлены в 63 странах мира. Их суммарная мощность составляла около 80 тысяч МВт. В России также появилось их представительство. На сегодняшний день в Ульяновской области функционируют два ветропарка общей мощностью 85 МВт. В этом году планируется построить новые производственные корпуса площадью 50 тысяч кв. м.
«Мы изготавливаем здесь лопасти для российских ветропарков с 2018 года. Несмотря на ограничения, завод ни дня не простаивал с начала пандемии. Особенно гордимся, что осуществили в прошлом году поставку лопастей из Ульяновска в «сердце» мировой ветроиндустрии – Данию. В Ульяновске уже сформирована команда профессионалов, которые сами могут учить, как производить лопасти», - заявил вице-президент компании, президент региона «Центральная и Северная Европа, СНГ» Нильс де Баар.
Компания Vestas также внедряет беспилотные технологии инспектирования ВЭУ (ветроэнергетических установок). С помощью дронов компании DJI появилась возможность более эффективно, безопасно и с меньшими финансовыми затратами проверять ветряки на наличие повреждений и дефектов. В некоторых европейских странах, а также в Австралии эти технологии уже используются, в России планируют начать в этом году.
Для этого сотрудники завода Vestas в Ульяновске прошли обучение пилотированию дронов в лицензированном учебном центре Skymec - ведущего дистрибьютора и интегратора беспилотных решений DJI в России и странах СНГ.
В России такой опыт применения БВС (беспилотных воздушных судов) происходит впервые, поэтому специально для журнала «Популярная механика» подготовлено интервью сотрудника компании Vestas Игоря Кологривого о внедрении дронов в отрасль ветроэнергетики.
- Расскажите подробнее, чем занимается ваша компания?
- Завод компании Vestas находится в Ульяновске. У нас полный цикл производства лопастей для ветрогенераторов из композитных материалов. Для России ветроэнергетика — это пока новое направление, поэтому до такого вопроса, как дрон-инспекция очередь еще не доходила. Но в процессе эксплуатации лопастей необходимо проводить ежегодную инспекцию и отслеживать уровень естественного износа лопастей. Если есть какие-то повреждения, то требуется осуществить ремонт.
Сейчас на базе нашего завода мы формируем Сервисную команду, которая будет заниматься обслуживанием лопастей на территории России. Получаем удостоверение пилотов беспилотных аппаратов, пройдем все необходимые тренинги и будем оказывать услуги организациям эксплуатирующим ветропарки.
- Как до внедрения беспилотной технологии вы занимались инспекцией ветрогенераторов?
- Занимались наши коллеги. Мы на заводе делаем лопасти, после чего все компоненты отправляются в назначенный ветропарк, в котором из гондол, башен, хаба и лопастей полностью собираются ВЭУ. Буквально три года назад мы отправляли первые лопасти на установку первых ветряков. И вот пришло время делать полноценную инспекцию, ТО и при необходимости ремонтировать.
- И вы планируете это ТО провести уже с помощью дронов? А раньше как проводилось это обслуживание?
- Если у наших коллег с ветропарков было подозрение на какой-то дефект лопастей и нужно было провести исследование лопасти, они звонили нам. В таких случаях, для первичного осмотра использовался бинокль, либо фотоаппарат с хорошим объективом, при необходимости мы поднимались на автовышке и непосредственно осматривали дефект. Если нужно, производили ремонт прямо с автолюльки (здесь автовышка – прим. ред.), потом спускались.
На сегодняшний день компанией Vestas в России установлено 266 ветряков — это 798 лопастей. Соответственно, ежегодно нужно проводить полноценную инспекцию каждой лопасти, а при необходимости оперативно осматривать с автолюльки, чтобы оценить степень сложности вероятного ремонта. Традиционным методом из-за огромного количества ветряков это физически невозможно. А с применением дрона это можно сделать более качественно, быстро и без простоев в ожидании автолюльки. Соответственно, затраты меньше, качество картинки лучше.
- Раньше каждый ветряк по очереди осматривали?
- Не каждый. Выезжали только на те ветряки, на которых было подозрение на дефект.
- А сейчас, при использовании беспилотной технологии, можно ежегодно проводить полный осмотр даже тех, которые без подозрения?
Да, до этого инспекции проводились только там, где было подозрение на дефект. Это в первую очередь связано с тем, что ветропарки у нас очень молодые – им всего 3 года. Поэтому полноценных дрон-инспекций еще не было. В стандартном режиме работы ветропарков инспекции осуществляются ежегодно.
Мы планируем применять дроны для поиска трещин, дефектов, износа лакокрасочного покрытия. Также с их помощью можно посмотреть, был ли удар молнии в специальные молниеотводы.
- Может быть, есть какие-то интересные случаи при инспекциях традиционным способом?
- Был у нас случай, когда с одного ветропарка нам позвонили и говорят, что у них подозрение на удар молнии: «Черное пятно на лопасти, уже дождь прошел, ветер, а пятно все не уходит. Мы смотрим в бинокль, а там черное пятно сантиметров 10-15 в диаметре. Скорее всего, это удар молнии, потому что у нас недавно гроза была и из-за этого ветряк стоит, мы не можем его запустить, потому что есть определенные риски. Приезжайте, посмотрите».
Мы заказали автолюльку, по дороге она сломалась и не смогла приехать. Пришлось перенести на следующий день. На другой автолюльке мы поднялись на высоту примерно 45 метров. В итоге оказалось, что это клякса мазута, которая при монтаже лопасти упала с траверса и въелась в краску, поэтому никак не вымывалась. Из-за этого люди переживали. Мы просто удалили поврежденный участок ЛКП (лакокрасочного покрытия) и нанесли новый слой - ремонт был выполнен.
- В принципе, здесь нельзя сказать, что вы напрасно поднимались, потому что все равно пришлось ремонтировать. То есть, если бы вы с дрона посмотрели, потом бы пришлось приезжать и подниматься на автолюльке и чистить.
- Но пока мы бы ехали, ветряк мог работать и вырабатывать электроэнергию. Соответственно, для компании — это деньги. Каждый простой ветряка — это потеря больших денег.
- Возможно, этот вопрос еще рано задавать, но все же. На месте ветропарков всегда должен быть довольно сильный ветер. У дрона, который вы планируете использовать, DJI Matrice 300 RTK, максимальная сопротивляемость ветру - 15 м/с. А какой постоянный ветер на месте ветропарков?
- Самым оптимальным ветром для работы ВЭУ считается 8 м/с.
- Кроме DJI Matrice 300 RTK еще какие-то дроны планируете использовать?
- Может быть, в будущем для экстренных вызовов планируем более компактные дроны, например, DJI Mavic 2 Enterprise. Потому что есть плановые работы, а есть экстренные. Когда реально что-то сломалось, попала молния и надо срочно оценить дефект, в таких случаях более удобным будет выезд оперативной группы. И как раз для этих целей можно использовать что-то полегче.
- Вы планируете использовать дроны других компаний или только DJI? Может быть, самолетного типа?
- Только DJI. Наша компания Vestas в Европе работает с компанией DJI и рекомендует только их - непосредственно Matrice 300.
- И в завершении хотелось бы спросить, как вам обучение в нашей компании Skymec? Готовы ли после этого взять дрон и выполнить инспекцию?
- В целом лично у меня впечатление сложилось очень хорошее, потому что я был организатором этой поездки именно в Skymec. Когда мы встали перед выбором - в какую компанию обратиться, мы звонили и в другие организации. И вот в одном из городов нам также предложили провести обучение пилотированию. Но пообщавшись с ними, я понял, что уровень у них совершенно не тот. Например, когда мы связались с менеджером из Skymec, он сразу задал верхнюю планку - мы с ним разговаривали не 5 минут, а 25. Здесь также сроки обучения меньше, дается много полезной информации в сжатые сроки, больше практики, чем теории. За три дня обучения было аж три разных инструктора.
- Ну что ж, хочется пожелать вам благополучно открыть сезон в беспилотной авиации и провести эту инспекцию максимально эффективно. А после этого мы с вами обязательно сделаем еще одно интервью, но уже с высоты первого опыта полетов.
Автор: Андрей Савельев